Как в действительности работает ОСАГО, многие узнают только в тот неопрятный период своей жизни, когда приходится столкнуться с получением компенсации после ДТП. Вот в тот момент, когда страховая компания, осмотрев побитую «иномарку» заявляет, что готова заплатить тысяч 20, наступает настоящий шок. Ведь и страховщик, и владелец пострадавшей машины прекрасно понимают, в какую сумму действительно обходится ремонт такой машины.
Как правило, собственник машины вынужден прибегнуть к независимой экспертизе, которая устанавливает, что реальный ущерб составляет 130 тыс. рублей. В такую сумму этот ремонт и обойдется в автосервисе. Автовладельцу не остаётся ничего делать, как обратиться в суд с иском, обращенным к страховой компании.
С того времени, когда споры по ОСАГО стали рассматриваться судами в свете закона о правах потребителей, суды стали лояльнее относится к требованиям автовладельцев. Впрочем, на ситуацию в целом это никакого влияния не оказало: страховые организации по-прежнему стремятся выплатить пострадавшим смешные компенсации, не соответствующие реальному ущербу.
Размер ущерба всегда был камнем преткновения при взаиморасчетах в рамках ОСАГО. Ведь легитимными сегодня являются целых пять методик расчета. А это значит, что пять абсолютно разных экспертов могут прийти к разным выводам и все будут правы. Каждая из насчитанных сумм будет правильной.
О какой независимости экспертизы можно говорить при таких условиях? Если оценщик действует в интересах страховой компании и привлекается ею в качестве независимого эксперта, он пользуется той методикой, которая выгодна привлекающей его стороне – страховщику. А тому нужно, чтобы сумма ущерба была минимальной. Если же оценщика приглашает потерпевшая сторона, то и результаты экспертизы будут ориентированы в другую сторону. Получившиеся цифры могут отличаться в десять раз.
В этой ситуации Российский союза автостраховщиков (РСА) вносит предложение о выработке единой действующей методике, которую должны будут применять все оценщики. В идеале итог всех экспертиз теперь должен быть одинаков. Только вот тот факт, что именно профсоюз страховщиков взялся за разработку такой методики вряд ли вызывает оптимизм у автолюбителей. Когда-то подобная идея уже исходила от Министерства транспорта и закончилась ничем.
Нам обещают, что будут составлены специальные справочники, содержащие актуальные цены на запасные части и проведение работ. РСА полагают, что волна исков к страховым компаниям иссякнет. На деле же подменить одно понятие другим ничего не стоит. За бампер, например, который должен идти в утиль, вам попросту дадут скромную сумму и предложат его отремонтировать. И в суде автолюбителю невозможно будет доказать свою правоту.
Эксперты же считают, что необходимо вводить ответственность оценщиков за то, что они не полностью описывают все полученные транспортным средством повреждения, а страховых компаний за то, что они пытаются навязать ремонт в том случае, когда проводить его нецелесообразно. Единственной надеждой автовладельцев в этой ситуации остаётся Центробанк, которому предстоит утвердить методику, разработанную РСА. Будем верить, что он обратит на неё пристальное внимание. |